Судьба рынка лизинга — за спец компаниями, которые сфокусированы в определенных сегментах. При этом участок автолизинга, долгие годы развивавшийся за кредит успешной работы частных лизинговых сопровождений и не являющийся критичным в проекте регулирования, продолжит двигать вперед целый лизинговый рынок. Об этом рассказал в собеседование порталу Банки.ру генеральный директор Общество «ЛК «Европлан» Александр МИХАЙЛОВ.
— Лизинговый рынок в 2016 году, по анализам рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), представить рост нового бизнеса в 36%, отдельно сегмент автолизинга — в 31%, а по итогам 1-ый полугодия этого года общий объем нового коммерциала в лизинге увеличился на 55% в годовом выражении. Динамика рынка лизинга, автосегмента, бизнеса и денежных показателей вашей компании совпала с вашими мониторингах?
— Как мы и говорили раньше, автолизинг, преодолев свой узел в 2015 году, выступил драйвером всего рынка лизинга в 2016-м. Что затрагивает наших результатов, то они вновь опережают рынок: за 2016 год коэффициент нового бизнеса (стоимость тем лизинга, приобретенных для покупателей по новым сделкам, безо НДС) вырос по сопоставлению с итогами предыдущего года в 57% и составил 38 млрд рублей. В течение года я заключили более 19 тыщ договоров. Финансовые результаты оказались небывалыми: чистая прибыль лизингового сектора и страховой компании «Европлан» выросла в 42% до 2,75 млрд рублей, капитал увеличился в 26% до 13,41 млрд.
По данным исследования лизингового рынка, проведенного агентством «Эксперт РА», «Европлан» взял первые места в ключевых для себе сегментах и признан абсолютным руководителем по объему сделок в лизинге легкового и грузового автотранспорта, а также в лизинге малого и посредственного бизнеса.
Активный рост 2016 года продлился и в 2017 году. Уже после итогам первого полугодия объем нового коммерциала составил 26,4 миллиарда руб., что на 79% более, чем за аналогичный момент 2016 года. Чистая профит лизингового сегмента и страховой фирмы «Европлан» выросла до 1,83 млрд рублей, капитал составил 8,3 млрд. Это говорит о том, что вопрос на автомобили в сегменте небольшого и среднего бизнеса увеличивается.
— Как значимой была лепта програмки льготного автолизинга с точки зрения вырабатывания спроса?
— Действие госпрограммы субсидирования автолизинга в 2016 году, абсолютно, привело к увеличению спроса в коммерческий автотранспорт. В рамках програмки были доступны автомобили, коие производятся на территории Рф (в том числе иностранные марки: Мерседес-Benz, Isuzu, Ford), — сообразно, вырос спрос на механизмы этих марок. Конкретно у нас руководителями продаж стали «ГАЗ», «КамАЗ», Lada (Largus), «УАЗ», Мерседес-Benz, Isuzu и Ford.
В нынешном году позитивной новостью ясно решение Минпромторга запустить (целе)направленные программы поддержки автопрома: «Российский тягач», «Российский фермер», «Свое дело». В рамках (целе)направленных программ лизингополучателям, имеющим преимущество на дополнительные меры государственной помощи, лизинговая компания сможет дать возмещаемую государством скидку после уплате авансового платежа в габарите до 12,5% цены покупки транспортного средства. Не меньше важной новостью для рынка можно считать запуск Минпромторгом програмки субсидирования специальной дорожно-строй и коммунальной техники. Благодаря програмке лизингополучатели могут получить дискаунт по уплате авансового платежа в габарите до 10% от цены предмета лизинга по договорам лизинга. Пуск дополнительных программ стимулирования — сие эффективный инструмент поддержки авто и автофинансового рынка, который значительно облегчит приобретение автотранспорта фирмами.
— Совместные программы лизингодателей с производителями автомобилей стали уже одним изо традиционных способов стимулирования спроса. Кому изо производителей, судя по вашей статистике торговель, это удается лучше всего?
— Промеж легковых авто в 2016 году высоким спросом пользовались следующие марки: Тоета, Lada, Kia, Hyundai и Volkswagen. В числе фаворитов сегмента коммерческого и грузового автотранспорта — отечественные автопроизводители: ГАЗ, Автомобиль, Lada, УАЗ. Немаловажную значимость в росте показателя по торговому и грузовому транспорту как раз и проиграла программа субсидирования от Минпромторга. В нынешном году наиболее передаваемыми в секторе легковых стали марки Тоета, Mercedes-Benz BMW, Lexus, Volkswagen, а в секторе грузового и коммерческого транспорта — «КамАЗ», «ГАЗ», DAF, MAN, «МАЗ».
— Какой-никакие из «акционных» схем с производителями дают лучший результат?
— Наши партнерские програмки с крупнейшими автопроизводителями позволяют взять машину в лизинг с нулевым удорожанием, малыми ежемесячными платежами или с наименьшим авансом. Большим спросом использует такое условие, как нулевое подорожание, когда транспорт можно купить без переплат. Подобные задел позволяют серьезно уменьшить нагрузку в бюджет корпоративных клиентов около покупке автомобилей в лизинг, а поелику всегда пользуются популярностью. Изо действующих предложений хочется еще отметить мероприятие, позволяющую корпоративным клиентам приобрести бесплатно шиномонтаж на целый срок договора лизинга около покупке новых автомобилей маркий Audi, BMW, Datsun, Ford, Хэндэ, Infiniti, Jaguar, Kia, Land Rover, Мерседес-Benz, Nissan, Porsche, Renault, Skoda, Volkswagen, Volvo.
— Когда вдуматься, не получается единица, что все новые продукты автолизинговых сопровождений — это результат сотрудничества с производителями либо внедрения госпрограмм? Осталось единица у лизингодателей пространство для личных разработок?
— В конце 2016 года я запустили новую услугу «trade-in достоинство лизинг». Суть здесь в этом, что мы помогаем покупателю продать подержанный автомобиль за наибольшей цену. Полученную от реализации сумму мы предлагаем покупателю использовать в счет лизингового аванса в новый автомобиль. Доверив фирмы продажу своего автомобиля, посетитель в первую очередь экономит изобилие собственного времени. Мы самочки составляем подробный обзор машину (это своего рода другой вариант классическому объявлению о продаже) и рассылаем его партнерам после всей России, общее сумма которых — около 2 500. Покуда продается автомобиль, клиент не прекращает на нем ездить. В-вторых, риска столкнуться около продаже с покупателем-мошенником у нашего покупателя практически нет: все партнеры проверены годами общей работы, оплата происходит исключительно по безналичному расчету. Данная услуга распространяется на легковые и торговые автомобили российского и зарубежного изготовления. А дальнейшее оформление в лизинг распространяется в легковой, грузовой, коммерческий автотранспорт и спецтехнику.
— Вы упомянули вид лизинга с нулевым удорожанием. А экий сейчас вообще диапазон пруд удорожания по автолизингу?
— Для основы необходимо прояснить, почему я вообще говорим не о прибыльной ставке, а о ставке удорожания. Дело в этом, что при формировании средства договора лизинга фиксированная прибыльная ставка как таковая слыхом не слыхать. В отличие от кредитной торговые связи, которая предусматривает основной долг достоинство проценты, в лизинге есть ежемесячные платежи за владение и обращение имуществом. Их сумма включает в себе возмещение затрат лизингодателя, сопряженных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение расходов, связанных с оказанием других предустановленных договором лизинга услуг, а вдобавок доход лизингодателя. Нормативно-законными актами не утверждены рекомендации после расчету суммы договора лизинга и лизинговых платежей, оттого каждая компания осуществляет расплата на основании собственной способа с учетом стоимости кредитных ресурсов, цены риска и уровня операционных расходов фирмы.
Типичная ставка удорожания после предлагаемым «Европланом» лизинговым провиантам находится в диапазоне от недостаток 6% до плюс 8%. Нулевое и и отрицательное удорожание по некоторым маркам и модификациям автомобилей доступно за кредит того, что «Европлан», суще одним из крупнейших клиентов транспортных средств в России, приобретает значительные скидки от производителей автомобилей и дилеров и передает эту выгоду собственным клиентам. Таким образом, около сбалансированном сроке и авансе после договору лизинга, а также за кредит скидки «Европлана» на волга стоимость его покупки после договору лизинга (в том числе с учетом цены услуги лизинга) зачастую оказывается менее стоимости покупки за свои денежные средства клиента либо может быть равна ей. Сие несет прямую финансовую выгоду для покупателей, в том числе поэтому попадание услуги лизинга в продажи авто неуклонно растет год от года.
— Как ставки удорожания на рынке лизинга зависят от динамики коренной ставки Банка России?
— Достоинство услуг лизинга, а как последствие, и размер удорожания по договору лизинга непрямо зависит от динамики коренной ставки ЦБ и постепенно опускается за счет снижения цены кредитных ресурсов, которые я получаем в банках и на облигационном рынке. Однако нужно отметить, что «автоматического» понижения стоимости фондирования для лизинговых сопровождений почти никогда не происходит, сие всегда кропотливая работа сообразных подразделений компании с кредиторами.
— Чувствуете ли вы усиление либо, напротив, ослабление конкуренции в секторе автолизинга?
— Как частная фирма мы, безусловно, ощущаем конкурентную борьбу на рынке. Но за кредит четкой фокусировки на лизинге авто как векторе бизнеса, а вдобавок на профиле и потребностях нашего покупателя, которые мы хорошо презентуем, «Европлан» по итогам 2016 года увеличил свои позиции и вернул первенство на российском рынке автолизинга. Без уже упомянутой высокой балла со стороны «Эксперт РА», я также вошли в топ-25 автолизинговых сопровождений Европы по версии Leaseurope.
— Что поменялось за последний год в поле деятельности автолизинга для физлиц — после рынку и в вашей компании?
— Наши итоги в этом сегменте пока остаются в уровне прошлого года. Но я возлагаем определенную надежду в лизинг для физических персон: положительно повлиять на данный сегмент способна коррекция налогообложения в части расчета Налог по сделкам лизинга, из-за чему лизинг для физлиц будет доступным способом приобретения машину для миллионов покупателей после всей стране.
— Наблюдаете единица вы усиление интереса покупателей к операционному лизингу?
— Операционный аренда по-прежнему находится в этапе становления. Его доля в покупках автотранспорта остается грубо на одном уровне сейчас несколько лет, показывая углубление только в количестве новых сделок и росте парка автотранспорта, находящегося в обслуживании у лизинговых сопровождений. Операционный лизинг сегодня удобопонятен и привычен крупным иностранным бражкам, головные офисы которых энергично используют этот продукт в собственных странах. Так как раньше эта услуга не имелась массово представлена (и востребована — о ней элементарно не знали) на русском рынке, крупные отечественные фирмы организовали собственные подразделения после управлению автопарком, то есть сейчас понесли определенные расходы. В случае выбора операционного лизинга им довелось бы сокращать или перепрофилировать таковые подразделения, так как все работы после поиску подрядчиков, организации покупок и обслуживанию проводит лизинговая фирма. Те компании, которые чисто считают свои расходы (от трудозатрат бухгалтера после учету транспорта до расхода ГСМ в один служебный автомобиль) и готовы на такие изменения в обмен в повышение эффективности своего коммерциала, начинают всё больше увлекаться операционным лизингом.
В ближайшие годы вырастет вопрос на операционный лизинг с стороны международных компаний, впоследствии со стороны крупных русских компаний, и только потом интересуются операционным лизингом малый и посредственный бизнес. По такому сценарию рскручивался этот продукт на Западе, и я постепенно будем сокращать собственное отставание.
— Банк России раньше назвал нерегулируемый в настоящее время участок лизинга потенциальным источником целого риска на финансовом рынке, а сейчас подготовлен проект законодательных поправок, коие должны стать основой для реформы лизинговой ветви. На ваш взгляд, лизинговая сфера нуждается в новых способах регулирования?
— Вопрос о госрегулировании ветви вызван проблемами с крупными лизингополучателями и лизингодателями в особо необходимых для государства отраслях, к примеру в авиационной. Автолизинг же, долгие годы развивавшийся за кредит успешной работы частных лизинговых сопровождений, не является критичным сектором с точки зрения регулирования и, в окончательном счете, стабильности российской денежной системы.
На наш принцип, будущее рынка — за спец лизинговыми компаниями, которые сфокусированы в определенных сегментах (например, частные лизинговые фирмы — на автолизинге, государственные — в авиализинге и других сложных секторах, важных для реализации хитрых госпроектов). В результате все оказываются в плюсе: за кредит специализации лизинговые компании хорошо ведают профиль своих клиентов и разумеют его реальные потребности, им никак не приходится разбрасываться и заниматься в одно время всем, тем самым неэффективно расходуя деньги налогоплательщиков (когда говорить о лизинговых госкомпаниях). Очень одинаково хорошо финансировать и вагоны, и авто для малого бизнеса.
— Ваша фирма летом претерпела реорганизацию: лизинговый дело был выделен из ПАО «Европлан» в отдельное адвокатское лицо. Что изменилось в работе фирмы в этой связи?
— Реорганизация никак никак не отразилась на принципах работы лизинговой фирмы, но при этом дозволила компании и менеджменту сосредоточиться в ее основной деятельности — автолизинге — и предельно раскрыть свой потенциал. Хитрый фокус бизнеса остается в высокой эффективности, наращивании доли рынка и запуске новых продуктов около предоставлении клиентам высококачественных денежных услуг.
Уставный капитал образованного Общество «ЛК «Европлан» составляет 120 мнение рублей, а собственный капитал — около 8 млрд рублей (по МСФО). Будто и планировалось, на основании ратифицированного акционерами передаточного акта и партитивного баланса к АО «ЛК «Европлан» передались все активы ПАО «Европлан» (21 густя переименовано в ПАО «Сафмар Денежные инвестиции»), связанные с лизинговой деятельностью, включая банковские немерено.
— Как будет развиваться рынок лизинга и автолизинга в оставшийся момент года? Какие цели установливает ваша компания?
— Мы ожидаем, что автолизинг продолжит в этом году энергично развиваться и двигать вперед целый лизинговый рынок. Популярность лизинга будто способа приобретения автомобиля, а вслед за ней и вопрос на услуги проверенных лизингодателей полно расти. «Европлан» планирует беречь концентрацию на своем главном направленности бизнеса — лизинге ликвидного транспорта.
Вопросы задавала Ася ШАЛИМОВА
Комментарии