Доля молодых клиентов микрофинансовых организаций возрасла. Об этом свидетельствуют итоги исследования компании «Е заем», что проанализировала, кто пользуется предложениями российских МФО.

Так, доля клиентов микрофинансовых организаций в возрасте от 20 до 24 парение увеличилась на 2 процентных пункта после сравнению с результатами III квартала 2016 года и собрала 19%. Кроме того, в 1 п. п. выросла доля возрастной группы 25—29 парение и на 2 п. п. — 30—34 года. После итогам III квартала на них довелось 27% и 20% клиентов МФО сообразно. Доли клиентов более старшего возраста снизились либо никак не изменились. В целом, если разделить абсолютно всех клиентов на тех, кому менее и кому больше 30, ведь доля первых за год выросла в 3 п. п., а за три года — в 4 п. п.

По итогам исследования фирмы «Е заем» также ясно известно, что большинство покупателей имеют высшее образование и посредственный уровень доходов, а заняты они часто в торговле и бюджетной сфере.

В 2017 году продлился рост доли мужчин промеж клиентов МФО. В целом за 3 года она выросла в 5 п. п. и составила 52%. В 2016 году доля заемщиков-мужчин составляла 51%, а женщин — 49%. Нужно отметить, что ситуация, когда количество мужчин, пользующихся предложениями МФО, превышает количество женщин, замечается только начиная с 2016 года.

Домашней положение клиентов во значительном зависит от их возраста: «омоложение» заемщиков определило углубление доли холостых. Но около этом на 2 п. п. выросла доля тех, кто разведен. В результате доля незамужних и неженатых собрала 46% против 38% в союзе. В гражданском браке состоит 10% заемщиков, а в разводе располагаться 5% клиентов МФО.

Вдобавок с ростом доли холостых покупателей выросла доля тех, который не имеет детей. Годом раньше их было 57%, а в этом году сейчас 59%.

С «омоложением» заемщиков произошло падение доли тех, кто обладает собственное жилье. По результатам III квартала 2017 года их доля составила 41%, снизившись в 3 п. п.

С ростом доли молодежи промеж клиентов выросла доля этих, кто зарабатывает менее 20 тыс. руб.. А доля зарабатывающих более 60 тыс. уменьшилась на 1 п. п. и составляет теперь 11%.

Доходы заемщиков

Доходы, тыс. руб.

2014 год, III кв., %

2015 год, III кв., %

2016 год, III кв., %

2017 год, III кв., %

До 20

20

15

11

13

20—30

30

29

30

29

30—40

21

23

25

25

40—50

13

14

14

14

50—60

6

7

8

8

60+

10

12

12

11

«Из возможных объяснений вероятно значимого феномена следует наречь в первую очередь спрос в кредитование среди тех, который еще не пошел в работу, но уже вынужден выплачивать, например за образование либо ипотеку для молодой семьи», — думает директор аналитического департамента Как «Golden Hills КапиталЪ АМ» Миша Крылов.

На 2 п. п. снизилась доля клиентов с высшим образованием. Теперь же таких 45%, а 28% нельзя не на тех, кто обладает только среднее.

В 2017 году промеж клиентов МФО на 1 п. п. уменьшились доли штатных и самозанятых работников. Около этом также на 1 п. п. выросла доля безработных. Бюджетники и работники круги торговли по-прежнему сочиняют большинство клиентов МФО, но доля первых снизилась на 2 п. п., а доля вторых на столько же выросла. Доля занятых в сферах строительства и автотранспорта уменьшилась на 1 п. п., а доля заемщиков изо финансовой сферы на 1 п. п. выросла.

Нива деятельности заемщиков

Сфера деятельности

2014 год, III кв., %

2015 год, III кв., %

2016 год, III кв., %

2017 год, III кв., %

Бизнес

22

19

21

23

Бюджетная сфера

17

23

20

18

Услуги

18

14

16

17

Телекоммуникации, IT

7

12

13

14

Промышленность

13

10

9

9

Устройство, транспорт

11

9

8

7

Творческие профессии

3

5

6

7

Денежная сфера

2

4

4

5

Неработающие (декрет, учащиеся, пенсионеры)

7

4

3

3

Цель займа — один изо важнейших показателей, характеризующих заемщиков. Наиболее популярная из них обычно «непредвиденные расходы»: на них в 2017 году довелось 59% выданных займов. Последующая по популярности цель — починка дома и автомобиля: ее доля составила 15%. Третья — ежедневные расходы: в них пришлось 8%. В погашение кредита и подарки недалёким было получено 6% и 7% микрозаймов сообразно.

Среди регионов, входящих в топот-10 по объему ссуд, выданных МФО, в этом году существенно снизились доли трех наикрупнейших — Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Около этом в 2017 году в десятку вошли два новых региона: Нижегородская область и Ханты-Вогульский автономный округ — Югра. Они вытеснили оттоль Кемеровскую и Челябинскую области.

После мнению финансового директора обслуживания онлайн-кредитования «Е заем» Мамуки Ризаева, за свежий год клиенты значительно «помолодели», да как активная фаза упадка прошла и компании стали снова кредитовать молодежь, которая обычно считается более высокорисковым абонентным сегментом. У подавляющего числа заемщиков после-прежнему нет детей, что говорит, в-первых, об их юности, а во-вторых, о том, что займы занимательны в первую очередь тем, который пока не имеет прочного финансового положения.

«Но факт высшего образования у 45% изо них говорит о том, что для многочисленных клиентов это временно. Около этом чаще всего они живут в своем жилье или с родственниками, исключительно 23% снимают его», — отмечает он.

Светлана СТРЕЛЬЦОВА, Banki.ru