По какой причине власти предпочитают инвестициям обкладывание дефицита бюджета? Почему фирмы продолжают выводить прибыль за линия, а банки — развивать потребительское финансирование вместо корпоративного? Почему государство медленно, но верно окунается в пучину стагнации?
Импортозамещение отменяется
— 3 с половиной года назад в Рф был объявлен курс в импортозамещение. Как вы думаете, насколько мы продвинулись в этом направленности?
— Решение импортозамещать высокотехнологичный ввоз с помощью развития промышленного раздела, полагаю, изначально было обречено в провал. Доля промышленности в русском ВВП уже тогда сочиняла не более 30%. Сие достаточно мало. Большая часть нашей экономики — подразделение услуг. Мы достаточно развитая экономика, чтобы промышленность имела возможность легко компенсировать падение раздела услуг.
— Что же в результате произошло?
— Официальные власти, конечно, приложили немалое количество напряжений, чтобы смягчить визуально, в уровне риторики, ситуацию, свести стрелки на эффект от наказаний. Но на самом деле русская экономика, судя по всему, располагаться в довольно глубоком кризисе. В этом упадке она, с небольшими перерывами, присутствует с 2008 года. Кризис, скорее всего, можно назвать структурным. Здесь надо просто проговорить, что чисто «структурный». Разрешение его никак не исчерпывается структурными реформами в этом виде, в котором это обычно красиво. Те, кто их делает отличное предложение, не совсем понимают специфику Рф и то, что для нее означают формальные и неформальные институты.
Цитата
— Объясните.
— Дело в том, что внешные институты для нашей экономики да и не превратились в элемент управления в масштабе государства, региона, компании. Для некрупных народнохозяйственных агентов, для малого, посредственного бизнеса, для обычных людишек законы во многих вариантах стали правилами. И поэтому перемены формального института могут приносить к каким-то изменениям в их жизнедеятельности. Для большого бизнеса формальные институты никак не имеют столь существенного смысла — многое определяется неформальными институтами. То есть крупный бизнес создает запрещающую часть ВВП страны. В результате многократные и даже очень хорошие перемены формальных институтов могут никак не привести ни к каким эффектам, поелику что на них никак не ориентируются те, от кого зависит суммарный результат.
— То есть скелетные реформы нам не несомненно помогут?
— Напротив, нам нужны глубокие реформы, но все сие требует расшифровки. Что вышло? В какой-то момент риски русской экономики показались слишком высокими. При всем этом не только и не такое количество иностранцам, сколько местному коммерциалу и российскому государству. Они оказались элементарно не готовы вкладываться в формирование российской экономики.
Судя после всему, между крупным делом и властью оформился некий договор: дело отдает инициативу по принятию необходимых стратегических (а часто и не исключительно) решений чиновникам и без их одобрения никак не предпринимает важных действий, таковых как покупка, продажа, поглощения, перемены, выход на новые рынки, инвестиции, развитие. А поскольку русское государство некоторое количество парение тому назад решило, что долгосрочные риски русской экономики ему не после плечу, то задачами развития скоро мало кто горит желанием учиться. Что в частном бизнесе, что в госсекторе, что в малом уровне, что в крупном.
— К чему же я пришли?
— Ситуацию очень хорошо объясняет структура роста в стране. В интервалах между рецессиями 2008—2009 и 2015—2016 годов я росли только за кредит потребления домохозяйств. Оно повышалось темпами, превышающими темпы взросления ВВП. Если бы остальные раздела экономики не работали в недостаток, то темпы роста Продукт в 2012—2013 годах имелись выше, чем по прецеденту. С 2014 года картина замерзла меняться — потреблять еще более домохозяйства уже не имели возможность, рост превратился в спад. Однако, будто только наметилось улучшение внешней переделки (нефть подросла в 2016 году), возвратилась прежняя картина — с 2017 года покупатели снова тащат экономику ввысь. Неудивительно, что уже скоро мы снова слышим разговоры о рецессии в государстве, хотя вроде бы исключительно начали расти: на выпадающих несколько лет доходах и снижающихся сбережениях ресурс никак не может быть большим, а углубление — устойчивым. Поскольку в последние годы в фоне доминирующего вклада употребления в экономический рост инвестиции и совсем сократились, это можно смело назвать проеданием будущих возможностей.
— Значит, импортозаместить ничего никак не получилось?
— Не то чтобы абсолютно ничего. В 2014 году все заболтали об импортозамещении, о диверсификации, о несырьевых секторах. Но ни один человек по большому счету оказался никак не готов менять что-ведь с точки зрения среды. Что почему-то при цене нефти в 110 долларов за единица уже привела к тому, что частный русский бизнес и государство инвестировать в нашу с тобой экономику не захотели. В поддержку импортозамещения власти дали смешные несколько десятков млрд рублей. В масштабах экономики, все еще превышающей число долларов, это разговор ни о чем. Оттого процесс дезинвестирования продолжился, а импортозамещение в основном исполнялось только в не самых непростых видах деятельности, таких будто строительные материалы, сельское хозяйство…
— Вместо вложений мы увидели отток денежных средств?
— Если вы посмотрите в платежный баланс, на речь по потокам капитала, ясно, то увидите, что стекание капитала из российской экономики никак не прекращался с 2008 года. Ыбло много официальных высказываний, что свой бизнес диверсифицирует риски, вкладывает за линия, при положительном счете нынешных операций, иначе быть никак не может и так далее. Покуда инвестиции явно не ниспадали или после большого срыва 2008—2009 годов восстанавливались, сие как-то еще впору было переваривать. Хотя, когда спросить владельцев бизнеса, им очень сложно было бы ответить в вопрос, а что же за актив они там покупают. Поелику что во многих вариантах из страны уходит чистой воды быстро реализуемый капитал в виде денег в счетах и близких аналогов. И в этой же фигуре он остается за границей. С 2008 года отток денежных средств из России к настоящему фактору вплотную приблизился к 700 млрд долларов, за вычетом притока. Около этом, несмотря на очень большие объемы инвестиций резидентов за линия, баланс инвестиционных доходов (коие зарабатывают на вложенный состояние) как был негативным, да и остался. По большому счету изо страны уходит не исключительно сам капитал, но и немаловажная часть дохода, который я должны были бы после-хорошему с него получать. Нерезиденты, кстати, доход от своих вложений в Рф тоже забирают в значительных объемах.
— Возвращаясь к замещению зарубежный продукции: получается, на него элементарно не хватило денег?
— Когда начали говорить про диверсификацию и прочее, оказалось, что в нее никто ничего основательно поставить не готов. В результате мы так и не выучились замещать технологии, делать недостающие звено. У этого есть ряд первопричин. Одна из них — сдержанный размер внутреннего рынка в секторе инновационной, не конечной продукции. Я желание так это назвал. О чем соглашаться речь? Вот, если вы хотите взять айфон, пожалуйста, не положение. Мы хороший клиент Apple. Но когда вы хотите купить составляющие, то этого рынка тут нет. Так же в усмиряющем большинстве других сфер.
— В результате диверсификация нашей экономики отменяется?
— В 2015 и 2016 годах, когда упало все, в том числе и внутреннее перевод, росли только два больших сектора: добыча полезных старых и сельское хозяйство. По сущности дела, и первое, и второе — сие сырье в разных видах и фигурах. И то и другое не являются высокомаржинальными видами деятельности. Я смогли стать первым экспортером пшеницы и (за)фиксироваться на этой позиции. Но вот так как в чем беда. В ХIХ столетии быть первым в мире экспортером пшеницы ыбло круто. А вот прямо скоро вы тонну пшеницы и не обменяете на новый айфон. Жить да можно, но хорошо жить — очень непросто. Только если у тебя вдребезги маленькая численность населения. Если разобраться говоря, для страны — экспортера материала численность нашего населения достаточно великовата. Вызов, как развивать несырьевое производство, некоторый стоял перед нами заключительные десятилетия, никуда не пропал.
— Куда же нам деваться от «нефтяной иглы»?
— Ну ясно, что мы никуда никак не денемся от нашей сырьевой связи просто так. Этот подразделение экономики заменять ничем и никак не нужно. Хорошо было желание его разбавить другими. А вот с этим трудности. За последние годы я немножко диверсифицировались в сырьевом секторе, увеличив значимость пищевого материала. Это не так быстро плохо. Но все равно недостаточно. Когда мы хотим увидеть впереди парение десять устойчивого роста экономики, доходов народонаселения и радужные перспективы, то, опасаюсь, нужен десятикратный рост цен в нефть — 600 долларов за единица. Даже в этом случае ресурсом нужно полно суметь распорядиться продуктивно, а никак не как раньше, в 2011—2014 годах, когда все превратилось в отток денежных средств.
Цитата
«Кремлевский список» будто пауза в триллере
— Каково влияние наказаний на российскую экономику? Действительно единица наша экономика к ним приспособилась?
— Санкции увеличивают риски. И никак не только санкции. Тут и наша сырьевая связь, возросшая за последнее время, тесный размер внутреннего рынка, неохотность сотрудничать с внешними партнерами.
— Будто нам интерпретировать «кремлевский список»?
— Ясно понятно, что американская верх не горит желанием включать сейчас против нас какой-никакие-то болезненные санкции. Все разумеют, что давить на Российскую Федерацию сильнее сейчас никто никак не хочет. Но также есть постижение, что не так-ведь много людей любит нашу с тобой страну в конгрессе США и сенате, коие показали, что могут вверять Трампу свою волю и этот вынужден ее выполнять. Покуда да, формально. Но который знает, что придет в голову этим людишкам. Мне кажется, что, может быть, пока американцы разыгрывают будто определенную стратегию вот что (и для нас сие почти так же губительно, будто и введенные санкции): сохранение опасности введения санкций в обозримой возможности. Поскольку все предпосылки сформированы, ведь эти санкции можно объявить в произвольный момент. Вводить их либо не вводить — это вопрос торга в высшем уровне. С точки зрения вложений и технологий сама угроза вступления санкций в обозримой перспективе достаточно удерживающая. Знаете, как бывает в кинокартине ужасов? Больше всего кадр боятся неопределенности: когда твоя милость не можешь понять, что произойдет. А после все произошло, и на замену страху приходят другие ощущения. В нашем случае, если желание санкции были введены и возникло понимание, что вот сие под них подпадает, а вот сие — нет, то не немыслимо, что так было желание даже комфортнее с точки зрения дальнейшего совместной работы и взаимодействия, нежели существующая положение.
— Каким секторам эта неопределенность возможно повредить?
— Главная угроза для меня сопряжена с импортом технологий. Мы сейчас не в состоянии получить нужный объем технологий в достаточно комфортных для нас критериях, чтобы обеспечить ту же наиболее диверсификацию. Нам нужно будто-то ситуацию переломить. Когда мы говорим, что сфера находится в переломной точке четвертой промышленной революции, никак не исключено, что множество обычных индустрий, которые у нас развиты и рскручивались в последнее годы, бесперспективны. Они станут заменены какими-то другими видами деятельности, пускай производящими продукты, схожие после части своих свойств. Здесь можно вспомнить автопром. Я столько сил вложили в его восстановление. Но, презентуете, через пять лет выяснится, что сие никому не нужный шлак, поелику что все будут приобретать гибридные или электромобили. А у нас ни одной локализованной механизмы не планируется в ближайшее годы, поелику что и через пять парение мы можем оказаться около теми же санкциями либо угрозой их введения, да как и власть будет та вот же, и конфликты будут эти же самые. Своих достижений в этой поле деятельности у нас пока тоже немного.
— Что же нас ждет в этом контексте?
— Я будем обречены, возможно, в такое постоянно догоняющее формирование. Много десятилетий догоняли, продолжаем догонять и станем догонять без перспектив перемены ситуации. И очевидно, что наше сейчас, возможно, совсем не супердорогое материал мы продолжим менять в все более и более дорогие схемы.
— Мы движемся по нисходящей?
— В моем осмысливании, да. Это почти неизбежно ввергнет к тому, что доля Рф в мировой экономике, которая в фоне благоприятной сырьевой конъюнктуры неплохо выросла, полно устойчиво снижаться из года в год. Сие рисует нам крайне грустные перспективы. Никто не говорит, что я исчезнем с карты, что нас ждет вереница непрекращающихся кризисов. Само после себе это не разгром, в разное время такое происходило с многими странами. Однако наши нынешные политические и геополитические амбиции никак не вписываются в эту картину народнохозяйственного развития. То есть парение через десять мы никак не сможем позволить себе и пытаться определять в мире ведь, что мы еще скоро пытаемся решать подчас самостоятельно. У нас на это никак не хватит ресурсов. Власти все хорошо разумеют, думаю. Другое дело, что никакого результативного действия в связи с этим изготовить не готовы. Это огромная проблема. Нам нужно либо умерить амбиции, либо учиться развитием экономики.
Цитата
Обитатель беднеет, потребление растет
— Раз заключительные годы мы росли за кредит потребления, насколько нас должен обнадеживать условие роста потребления сейчас?
— Никак не должен. Несмотря на официозный статистику, мне кажется, что у нас есть объективные трудности с потреблением. Потребление продуктов кормления падало устойчиво до половины прошлого года. И у меня есть домысел, что расти оно мать в середине прошлого года никак не потому, что люди замерзли больше потреблять, а потому, что ФНС обязала установить онлайн-кассы. В результате ведь, что раньше бизнес никак не в полной мере отражал в служебных отчетах, которые сдавали в налоговую и Росстат, вынужденно стало туда попадать. Или же не могу объяснить, по какой причине эти данные о росте употребления не подтверждаются цифрами наикрупнейших розничных сетей.
— А можно заявить, что население беднеет?
— Сие отдельная история. Я думаю, что вырастает дифференциация. Это очень солидный момент. Часть домохозяйств никак не беднеет. Их доходы, может быть, даже растут. Они чувствуют себе комфортнее. А вот часть, может быть, да. Это видно и после официальной статистике, которая укрепляет подросшую бедность.
— Бедных ясно больше?
— Бедность — многогранное мнение. Но я думаю, что да. Убогих в абсолютном и относительном выражении ясно больше. И это существенная положение, на решение которой у русского государства есть ресурсы. Но оно никак не готово их тратить. Сие, в моем понимании, сбой в перераспределительной политическом деятеле. Вот история, например, с людям пенсионного возраста. В прошлом году, вместо вложенной индексации по реальной стагнации экономики, государство в январе выплатило им после 5 тысяч рублей без полномочия индексироваться от этой банки дальше. А в январе 2018 года, чтобы никак не показывать спад в располагаемых доходах народонаселения, Росстат вообще «исключил» данные средства из числа приобретенных пенсионерами — второй-то раз добавить и перед выборами оказались никак не готовы. Это, я считаю, неплохо объясняет ситуацию сбоя в решении очень важных задач любого сегодняшнего государства.
— Какой у вас мониторинг на ближайшие годы после росту ВВП?
— У потребления есть возможность роста. Я смотрю, как экономика рскручивалась после просадки 2008—2009 годов. Жаль, картина не сильно изменилась. Мы повторяем похожий изложение с известным финалом. В 2014 году я уперлись в планку роста за кредит потребления. И фактически мы приобрели кризис, а санкции и падение цен в нефть только усугубили положение дела. Но вообще мы всегда исчерпали потенциал роста в той вот модели. В 2018 году возможность этого роста еще есть. Я жду 1% прироста, возможно быть, чуть выше.
— 1% взросления звучит не очень накаленно.
— Лучше, чем спад, конечно. Однако общественного консенсуса в такое медленное развитие нет. У нас в рынке практически нет нетрудоустроенных. Хочешь работать — пожалуйста. Нет задач с тем, чтобы найти рабочее местечко. Есть проблема найти ведь, что ты хочешь, и брать удовлетворение от этого. И скоро это проблема многих, поелику что экономика почти никак не развивается. Очень большое сумма активных людей чувствуют себе не слишком хорошо. Я к этому просто банально никак не привыкли. Надо понимать, что я не Япония, не развитая Европа. И то, что зарплата вроде стабильно растет, имеет почти мгновенные негативные последствия — прибыль коллективного сектора начинает проседать, финансирование компаний не растет. В критериях стремления сбалансировать бюджет нет родника для роста инвестиций.
— Кстати, почему не растет коллективное кредитование?
— Банки навыдавали таковое большое количество проблемных коллективных кредитов, в том числе сопряженным и родственным бизнесам… Они никак не в состоянии взять на себе дополнительный существенный риск коллективного кредитования: поэтому все оставляют в потребительское кредитование. Мы практически полностью повторяем предыдущую линию движения развития, которая, правда, обладала место на более высоких ватерпасах, с менее нагруженными долгами покупателями, при чуть более высоких ставках и дала нам около 3 лет роста. А дальше завязались сбои, провалы и так далее. Когда вы посмотрите пресс-релизы ЦБ, их комментарий в 2013 году до этого, как они отобрали разрешение у Мастер- Банка, — они вдребезги хотели охладить потребительское финансирование, видя в этом серьезную делему. Еще до Крыма и нефти.
Дешевая и ссуда и отсутствие конкуренции как надежда банков
— Что, на вашинский взгляд, может быть с банковским сектором?
— Удар. У нас величайшая государственная удар. В моем понимании, там продолжится объединение. Есть два сценария. Право отбирается у банка, или база уходит на санацию. Раньше реорганизация осуществлялась через АСВ, и, в убеждении, был механизм поиска частного инвестора. Скоро картина поменялась. У нас есть Ресурс консолидации банковского сектора около ЦБ. То есть банки оставляют напрямую государству. Все летописи о том, что там который-то что-то коллекционируется продать, на мой принцип, не более чем сомнение. В экономике с такими перспективами, с таковым состоянием финансового сектора сие сомнительно. Понятно, что с плюсом выйти изо этой истории не выйдет. Поэтому речь идет исключительно о том, чтобы оценить значение убытков, которые, как я думаю, гораздо больше, чем габарит средств, выделяемых на избавление. Очевидно, в какой-то начало государству будет совершенно никак не выгодна конкуренция в секторе, она сейчас не всех касается. Сие сохранит весьма высокими маржу и ставки после кредитам при низкой цены привлечения средств у клиентов.
— Никаких плюсов у консолидации банковского раздела нет?
— Ну почему? Банки имеют все шансы пытаться за счет и после поручению (возможно, даже никак не формализованному) государства выполнять общественно значимые задачи. Например, выдавать относительно дешевые длинные ипотечные сумма. Но надо же смыслить, что здесь не исключительно забота о людях: людей-ведь долгом нагрузят. Это дозволит девелоперам развивать свой дело, поправит балансы самих банков, увязших в недвижимости весьма глубоко, временно простимулирует народнохозяйственную активность в ряде секторов. В результате будет затронуто много заинтересованностей. В том числе государства, поелику что это же усадьба, которую продают под поручения. А значит, на этом получают регионы, что, по последней мере, улучшает ситуацию с деньгами этих регионов. В какой-ведь момент может показаться, что все неплохо. Ну и никак не страшно, что конкуренции нет, но вот но зато, смотрите, ипотека какая дешевая: ни в какое время такой не было! А после мы можем получить самобытный локальный кризис subprime (залоговый кризис в США. — Прим. Банки.ру).
— Но заемщики выиграют в экий-то момент, раз ссуда дешевая?
— В идеале, да, зависит от этого, кто, как и при какой-никаких условиях будет оплачивать долг. Хотя комиссии за обслуживание, может быть, вырастут без конкуренции. Никак, даже при сервисе худшего свойства, несмотря на все данные цифровые технологии, потому что совсем не факт, что в одних государственных ручках кредитные организации будут хорошо работать.
Цитата
— Вы рисуете таковую мрачную картину, но у нас хруст укрепляется, а иностранцы стоят в череда за ОФЗ? Об этом рассказывал вице-премьер-министр Аркадий Дворкович на январском форуме в Давосе.
— Беззаветно верно. Все зависит от этого, как посмотреть. Я говорил в 1-ый очередь о перспективах и о некомфортных, неприятных процессах. Однако в нынешном моменте, особенно для маклаков, особенно при вложении в долговые приборы, мы интересны. Дворкович же никак не сказал про рынок промоакций, который за прошлый год вырос процентов в пять от силы. Изо тех рынков, за что я слежу, хуже нас ни один человек в прошлом году на рынке акций не выступил. А рынок акций — это в большей ступени про перспективы. Ты веруешь в перспективы? Ну верю. Тогда покупай акции. Не веруешь — покупай облигации. Мы никак не хотим тратить деньги и делаем отличное предложение довольно высокую доходность, дерясь с инфляцией. Соответственно, облигации выигрывают от этой летописи, развитие проигрывает и сильно. Но я находим в себе силы радоваться вместо этого, чтобы ситуацию менять.
— ОФЗ так как, правда, интересный инструмент…
— Конечно, я всем говорю, что, когда вы хотите заработать в экономической стратегии российского правительства, вас надо покупать ОФЗ чрез ИИС или без него — сие не так важно. Где вы отыщите депозит в банке по подобный ставке? А если и найдете, ведь это сейчас, скорее, станут микрофинансы. Притоки иностранцев в ОФЗ и подсобляют рубль. Но деньги иноземцев не растекаются по экономике. Их убор федеральный бюджет и аккуратно складирует у себе в рамках консервативной политики. Они входить в расход на финансирование с каждым годом убавляющегося дефицита федерального бюджета и приобретение валюты. А это если и причина, то, в моем понимании, абсолютно недостаточный для экономики в нашем пребывании. В привлекательности нашего долга и нового-ведь ничего нет. В 90-х годах, когда мы размещали гособлигации в три месяца, они также были популярны у спекулянтов отечественных и иноземных. Я сам покупаю ОФЗ, а в промоакциях у меня гораздо меньше, чем в ОФЗ.
— У вы есть ИИС?
— Да, и чрез ИИС покупаю их также. Я беру через ИИС ОФЗ исключительно на размер вычета. И рассматриваю сие как комфортную стратегию. После риску доходность ОФЗ скоро гораздо привлекательнее, чем вклад в всяком банке Российской Федерации.
— И вы сейчас перешли из банков в ОФЗ?
— Любой истекающий депозит (я не уничтожаю депозиты досрочно) перевожу в ОФЗ. Часть лекарств у меня в иностранной валюте. Будто вы понимаете, с такими оценками возможностей российской экономики я неизбежно держу определенную часть лекарств в евро и долларах и не намереваюсь их конвертировать назад. В истоке года рубль вроде чувствовал себе неплохо, но он возможно за два дня налетай — подешевело на 2,5—3%. Сие, в общем, не сильная живучесть национальной валюты. Эта живучесть даже в среднесрочной перспективе вызывает у меня комплекс. Я скорее верю в величины 60+ руб. за доллар — в том числе до баста этого года.
Официальная вздутие против реального восприятия
— Изо хорошего у нас еще беспрецедентно низкая инфляция.
— Непросто добиться низкой стагнации экономики, которая бы трансформировалась в дешевую ипотеку, дешевые сумма, да еще долгосрочные. Дело здесь не в цифрах, речь соглашаться, скорее, про ощущение народнохозяйственной стабильности. Часто психологическое поправка в мозгах приличного количества этих людей, которые принимают решения вложиться или не инвестировать, брать в долг годы. Очень важно ухитряться произвести психологическое изменение в кругу. Этого пока не видно. После тем же опросным анализам инфляционных ожиданий ЦБ видно, что от этой цели я еще далеки.
— То есть в Рф, на ваш взгляд, все живут с чувством высокой инфляции?
— Большая часть народнохозяйственных агентов, судя по всему, вообще-ведь не считают, что у них реальная позитивная ставка, когда сберегают около 5—7%. И, вы знаете, я вас хочу сказать про дотошный момент: возможно, они невинны. И вот почему. Мне может показаться на первый взгляд, что довольно большое сумма усилий административного характера ыбло нацелено на достижение низких характеристик динамики потребительских цен. В расплата индекса инфляции входят, к примеру, социально значимые фармпрепараты. Цена вслед за тем фиксированная. Дальше — розничные тенета, где у нас есть также социально значимые продукты, после которым маржа и цена, я думаю, во многих случаях добровольно-насильственно ограничена. Как вы думаете, после каким товарам меряется продуктовая вздутие? Соответственно, когда вы приобретаете что-то, что отличается от обычного нарезного батона и стандартного литра молока жирностью 3,2%, либо берете лекарства, не входящие в указатель жизненно важных, то, живо всего, ваша инфляция отличается от официозный. И с высокой долей вероятности — в большую сторонку. Большинство потребителей такие эффекты меж собой разделить не имеют все шансы, даже обладая всей необходимой данными, — это требует немалых напряжений. Домохозяйства видят просто углубление расходов. У меня есть впечатление, что именно этот коэффициент и попадает в опросы ЦБ, где я и получаем ожидания населения после инфляции не 2,5% и никак не целевые 4%, а около 10%.
Вела разговор Любовь ЦАРЕВА, Banki.ru
Комментарии