Граждане никак не имеют возможности получить действующую информацию при заключении договора с негосударственными пенсионными фондами. О этом говорится в сообщении после итогам рассмотрения коллегией Перечислимой палаты итогов проверки процедур подачи спасенными лицами заявлений о переходе (досрочном переходе) изо НПФ в Пенсионный фонд Рф, из ПФР в негосударственные акционерный капитал и из одного НПФ в другой в электронной фигуре в совокупности с процедурой заключения договора о обязательном пенсионном страховании за момент 2012—2016 годов.

Будто уточняется, объектами проверки имелись ПФР, АО «Негосударственный эмеритальный фонд Сбербанка», ОАО «Негосударственный эмеритальный фонд «Газфонд Пенсионные накопления», Общество «Негосударственный пенсионный фонд электроэнергетики».

Аудиторы ориентируют, что количество НПФ, осуществляющих деятельность после обязательному пенсионному страхованию, в 2012—2016 годах сократилось в 2,8 раза (в основном в отношения с акционированием фондов и их вхождением в порядок страхования) и составило 41. Около этом численность застрахованных персон, формирующих накопительную пенсию в НПФ, возрасла за этот период в 2,5 раза до 29,8 миллионов человек, а объем средств пенсионных скоплений, находящихся в НПФ, — в 5,3 раза до 2,1 трлн руб..

Проверка показала, что в 2015—2016 годах обладал место существенный рост числа спасенных лиц, заключивших договоры о обязательном пенсионном страховании с НПФ и подавших в Эмеритальный фонд РФ заявления о подборе негосударственного фонда. В 2012 году сумма принятых заявлений о переходе к другому страховой компании (ПФР, НПФ) составило 8,6 миллионов, в 2015-м — 11,1 млн, в 2016-м — 11,5 миллионов.

При этом большинство спасенных лиц подавали заявления о подборе НПФ в электронной форме, ставя свою подпись в их высококвалифицированной электронной подписью. Таковая технология реализовывалась агентами (субагентами) НПФ чрез удостоверяющие центры. В качестве разведчиков (субагентов) НПФ, в отношении коих осуществлялась проверка, выступали пластиковые и иные организации.

В СП отмечают, что право с 2011 года устанавливало преимущество застрахованного лица подать положения в интерактивной форме, прежде всего чрез портал госуслуг и «Личный кабинет» в сайте ПФР. В то же время в 2012—2016 годах данные каналы были практически абсолютно недоступны: возможность подачи заявлений чрез портал госуслуг в полной мерке реализована с марта 2017 года, чрез «Личный кабинет» на сайте ПФР — с августа 2016-го. Сие привело к росту числа заявлений о замене страховщика, поступающих в ПФР чрез удостоверяющие центры в рамках полупроизводственного проекта, который реализуется с 2014 года.

Сущность пилотного проекта в том, что положения в электронной форме в ПФР зачисляются не непосредственно от спасенного лица, а от удостоверяющих центров, коие во взаимодействии с агентами НПФ сформировывают для застрахованных лиц высоквалифицированную электронную фирма, поясняют в Счетной палате. В заседании коллегии СП ыбло отмечено, что решение о проведении полупроизводственного проекта было принято ПФР самостоятельно, с заинтересованными органами согласовано никак не было, нормативная база никак не формировалась, критерии отбора территориальных органов ПФР для роли в пилотном проекте и удостоверяющих центров никак не устанавливались.

Проверка принятых Пенсионным фондом Российская Федерация от аккредитованных удостоверяющих центров заявлений о замене страховщика выявила риски фальсификации заявлений от имя застрахованных лиц. Было выявлено несколько методик, препятствующих реализации права граждан в смену страховщика. Например, поставлены массовые поступления в ПФР в один и этот же день двух заявлений от подтверждающих центров на одно и ведь же застрахованное лицо — о замене страховщика и о переходе к действующему страховой компании, которого застрахованное лицо надеялось сменить. Также были поставлены факты поступления в ПФР дублирующих заявлений в одно и то же спасенное лицо. При этом, дружно действующему законодательству, при поступлении в один сутки нескольких заявлений от одного спасенного лица ПФР должен отказать в их рассмотрении.

«Риски обостряются еще и тем, что способ подачи заявления через убеждающий центр не исключает возможности неправомерного употребления электронной подписи застрахованного личика и его персональных данных, а вдобавок оформления заявления без его роли. Кроме того, в нарушение утверждений федерального закона «Об электронной подписи» указывающие центры, участвующие в пилотном проекте ПФР, делали электронную подпись и выдавали ее безо идентификации личности заявителей лично удостоверяющим центром, доверяя данную функцию представителям НПФ», — отметил аудитор Владимир Катренко.

Испытание показала, что отдельные нормативные законные акты для реализации невинен застрахованных лиц на выбор страховой компании по обязательному социальному страхованию (ПФР либо НПФ) нуждаются в совершенствовании, заключают в Перечислимой палате.

Речь прежде всего соглашаться о договоре об обязательном пенсионном страховании меж НПФ и застрахованным лицом. Да, Банком России не подтверждена новая форма типового договора обязательного пенсионного страхования меж НПФ и застрахованным лицом, а действующая выкройка типового договора от 2013 года никак не учитывает изменения законодательства, к примеру не содержит информации о возможной утрате застрахованным лицом инвестиционного дохода после пенсионным накоплениям при досрочном переходе к другому страховой компании.

Аудиторы обращают внимание в то, что граждане, ставя свою подпись в договор об обязательном пенсионном страховании в обветшавшей форме, фактически вводятся в заблуждение, потому не имеют возможности ознакомиться с действующей информацией о своих правах и обязанностях около передаче пенсионных накоплений в НПФ.

Да, с 2015 года было заведено заявление о досрочном переходе от одного страховой компании к другому. При подаче такового заявления застрахованное лицо, в случае когда период формирования пенсионных скоплений у прежнего страховщика длился меньше пяти лет, теряет произведенный инвестиционный доход. Действующая процедура подачи положения о досрочной смене страховщика после ОПС не предусматривает предоставления гражданам данных о возможной потере инвестдохода. Положение подается непосредственно в ПФР, в ведь время как информацией о возможной утрате инвестиционного дохода и его габарите обладает текущий страховщик. В ходе испытания выявлен случай потери спасенным лицом инвестиционного дохода в габарите свыше 500 тыс. руб., привели пример в СП.

Новость

Апробацией установлено, что договоры расписывались не только самими НПФ, но и их представителями и субагентами, причем последними — особенно значительная часть. «Такой распорядок подписания договоров противоречит действующей фигуре типового договора, которая предугадывает его подписание уполномоченным должностным анфас НПФ, к которым нельзя отнести агентов», — подчеркнут в СП. Кроме того, подпись договора агентом нарушает законотворческий запрет посреднической деятельности в обязательном соц страховании.

«Привлечение негосударственными пенсионными фондами разведчиков привело к сокращению региональной тенета НПФ, что в дальнейшем возможно создать трудности по выполнению НПФ обязательств по выплате накопительных пенсий, — рассуждают в Перечислимой палате. — Например, сеть областных представительств АО «Негосударственный эмеритальный фонд электроэнергетики» в 2012—2016 годах сократилась в 4 раза».

Большинство договоров, заключаемых НПФ, оформляются представителями — сотрудниками сетевых структур пластиковых организаций. Например, из 15 миллионов договоров, заключенных НПФ Сбербанка, больше 94% заключены его представителем — Сбербанком, что позволило данному фонду поднять число застрахованных лиц больше чем в десять раз. «Банку Рф целесообразно проработать вопрос о совершенствовании приспособления привлечения НПФ застрахованных персон в целях исключения возможной монополизации и творения неконкурентного преимущества в данной сфере», — считают в СП.

Также установлены срыва и недостатки в организации деятельности ПФР около реализации прав застрахованных персон на выбор страховщика.

Ареопаг СП приняла решение наставить представление в ПФР, информационные корреспонденция в правительство, Банк России, Минкомсвязь, НПФ Сбербанка, НПФ «Газфонд Пенсионные накопления», НПФ электроэнергетики, обращения в Генеральную прокуратуру, ФСБ. Речь по проверке будет ориентирован в палаты Федерального Собрания.