Доля заемщиков, которые в анкете в получение кредита указывают неуверенные номера телефонов, адрес электронной почты либо место проживания, за год свалилась на 7 процентных пунктов до 18%. Сие минимальный показатель с 2014 года, когда банки пытался обмануть любой третий клиент. С соответствующими расчетами коллекторской фирмы «Секвойя Кредит Консолидейшн» ознакомились «Известия».

Для балла компания использовала данные рынка, отобранные по дате творения долга. Согласно исследованию, в 2014 году доля заемщиков, указавших ложные контакты около получении кредита, достигала 30%, в 2015-м — 28%. В прошлом году неуверенные сведения о себе предоставила четверть покупателей. По прогнозам компании, к баста текущего года этот коэффициент упадет на 3 п. п. — с нынешних 18% до 15%, а в последующем году снизится до 10%.

После данным «Секвойи», чаще всего граждане наперекосяк указывают в анкете номер подвижного телефона: так поступают 80% заемщиков-«призраков». Еще 15% покупателей предоставляют ложный домашний местоположение, а 5% — несуществующий адрес электронной почты. Будто правило, недостоверные сведения выявляются банками и коллекторами сейчас на этапе, когда допущена 1-ая просрочка по кредиту. С данного момента и начинаются поиски должника.

Директор Государственной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Боб Воронин сообщил, что к ним ежегодно делает около 1,5 тыс. жалоб в звонки коллекторов по ложным контактам, это около 40% абсолютно всех претензий.

«Иногда это сопряжено с тем, что контактные данные обветшали, но в 90% случаев — с намеренным предоставлением ложной информации, освобождением от сим-карты и другими методами скрыться от банка, — объяснил «Известиям» Воронин. — При этом действующее право не позволяет взыскателям наставить в органы власти или подвижным операторам официальный запрос для извлечения актуальных контактных данных должника».

Ясно, что в такой ситуации удаление граждан на этапе пластиковой заявки становится все больше тщательным. Банки по-бывшему кредитуют зарплатных клиентов и граждан с хорошей пластиковой историей. Отказ в предоставлении ссуды получают 70—90% покупателей «с улицы», сообщил «Известиям» гендиректор «Секвойи» Саня Терский.

По словам руководителя управления кредитных продуктов Бинбанка Вячеслава Шаламова, пока банки активно развивают способа проверки данных на этапе принятия решения после кредитной заявке. В частности, в мобильный телефон клиента прибывает СМС с кодом для доказательства.

Кроме того, банками прокладываются и автоматические проверки адресов (к примеру, есть ли в доме приют с указанным в анкете номером), а некоторые организации вместо почты заламывают адреса профилей в соцсетях, рассказал «Известиям» руководящий партнер Scoring Studio Георгий Аракелян.

Склад поиска должников коллекторами, коим банки передают долги в работу, бесконечно расширяется. По закону о коллекторской деятельности взыскатели никак не могут звонить должникам чаще двух раз в недельку, а также по ночам, пытаться встретиться прямо чаще одного раза в недельку. Для выявления сведений о должниках коллекторы пользуют соцсети, сайты по розыску работы, вкладываются в IT-системы (род банковского скоринга).

По речам зампреда Локо-Банка Андрея Люшина, покупатели уже начали понимать, что давать банку ложные данные глупо: в этом случае можно угодить в черный список и навсегда потерять возможности взять кредит. После прогнозам эксперта, в будущем доля заемщиков-«призраков» продолжит падать, пока не достигнет минимального в 5—8%. Но стоит отметить, что добросовестные покупатели, у которых меняются контактные данные, после-прежнему крайне редко оповещают о этом банк. Впрочем, незамедлительно все реквизиты меняются редко, и трудности выхода на связь с покупателями не возникает.

По данным ЦБ, объем просрочки после розничным кредитам составляет 871 миллиардов рублей. С начала года данный показатель вырос на 1,8%.