Степень финансовой грамотности российских коммерсантов выше, чем у обычных граждан, но едва дотягивает до ватерпаса жителей стран — участниц Организации народнохозяйственного сотрудничества и развития (ОЭСР). Некоторый бизнесмены не знают, что таковое лизинг и факторинг, не имеют все шансы рассчитать процент по кредиту и депозиту, в результате недостаточная компетентность о финансовых продуктах и отсутствие сформированных умений финансового поведения негативно сказываются в финансовой стабильности предприятий. Таковые данные содержатся в исследовании умозаключительного центра НАФИ, подготовленном после заказу Банка России и дарённом на всероссийском конгрессе «Финансовое образование граждан» в корпоративном университете Жестянка России.

НАФИ, исследуя денежную грамотность населения, выделяет коммерсантов в отдельную категорию. Как объясняет голова направления корпоративных исследований НАФИ Ольга Стасевич, бизнесмены, в отличие от обычных граждан, сражаются больше ролей в обществе: с одной сторонки, это граждане, а с другой — шефы или собственники предприятий, участвующие в вырабатывании экономической среды. Это свидетельство — первое в своем роде: степень финансовой грамотности непосредственно предпринимателей в России никем не изучался.

В рамках исследования НАФИ опросило 2 тыс. действующих коммерсантов и 218 потенциальных (90% респондентов — агенты малого бизнеса, 10% — посредственного), работающих в различных сферах экономики (бизнес, услуги, обрабатывающее производство, автотранспорт, связь и строительство), и сравнило итоги с уровнем финансовой грамотности народонаселения России и населения стран ОЭСР. Для балла был использован сводный указатель.

Новость

Оказалось, что русские предприниматели грамотнее соотечественников, никак не занимающихся бизнесом (64 балла изо 100 против 58 баллов), но отыскиваются примерно на одном ватерпасе с жителями стран ОЭСР (65 баллов). «Данных после уровню финансовой грамотности коммерсантов из стран ОЭСР покуда нет, но мы считаем, что он еще выше», — говорит Стасевич.

Низкий степень знаний о финансовых продуктах и недостаток сформированных навыков финансового действия (например, отсутствие «подушки безопасности» и незнание этого, как защитить свои полномочия на финансовом рынке) — основная положение российских бизнесменов. Именно в этой части респонденты приобрели самые низкие оценки, коие повлияли на итоговый коэффициент.

«Наши предприниматели сталкиваются с огромными проблемами в части понимания особых продуктов для бизнеса, к примеру, не знают, что таковое факторинг и лизинг. В части денежной арифметики то же: никак не могут рассчитать проценты после кредиту и депозиту», — сетует Стасевич. Да, 70% не знают, что таковое факторинг, а 57% не разумеют суть лизинга. Еще 47% респондентов никак не могут рассчитать процент после кредиту.

Следствие недостатка таковых знаний — несформированное финансовое действие. «Тем, что я не ведаю и не понимаю, я никогда никак не буду пользоваться», — объясняет логику мышления таковых предпринимателей Стасевич. По ее воззрению, недостаток знаний не дает предпринимателям возможности подходить к развитию собственного предприятия с точки зрения долгосрочного планирования (после данным исследования, 77% респондентов намереваются расходы максимум на год и всего 4% — больше чем на год). Стасевич вдобавок указывает на то, что «население никак не склонно к сберегательной модели действия, а у предприятий отсутствует «финансовая подушка» (депозитами используют всего 12% респондентов, а вкладывательными продуктами — лишь 4%). Сие, в свою очередь, является одним изо факторов финансовой нестабильности фирмы.

В исследовании подчеркивается, что микропредприятия сочиняют 95% от всего сектора малого и среднего предпринимательства (МСП), около этом уровень финансовой грамотности промеж них самый низкий.

Продуктовый виджет