В 2017 году и в банки, и в микрофинансовые организации замерзли чаще обращаться клиенты с мертвый кредитной историей. При этом когда первые снизили долю одобрения таковых заявок, то вторые ее существенно повысили и не считают данных клиентов плохими, свидетельствуют итоги совместного исследования бюро пластиковых историй «Эквифакс Кредит Сервисиз» (больше 250 млн кредитных 3 по физическим лицам и организациям, основание пополняют 2 тыс. организаций) и обслуживания онлайн-кредитования «Е заем».

После данным исследования, доля заказов в банки от клиентов, обладающих в кредитной истории просрочки от 90 суток, выросла с 11,2% в 2016 году до 13,5% в 2017-м. Еще более выросла их доля в МФО — с 26% до 33,4%.

Продуктовый виджет

Промеж заявок, одобренных банками, доля заявок от клиентов с просрочками длительностью от 90 суток составила в прошлом году 2,2%, снизившись после сравнению с 2016 годом в 0,1 процентного пункта. Около этом в МФО в 2017 году данный показатель составил 27,4%, тогда как годом ранее распологался на уровне 17,7%.

Подавляющему основной массе клиентов с просрочкой от 90 суток банки отказывают, причем в прошлом году они замерзли делать это чаще — доля одобрения составила лишь 6,1% супротив 7,9% в 2016 году. Немного выше доля одобрения по заявкам с просрочкой до 90 суток — 10,1% в 2017 году и 11,4% в 2016-м. Исключительно 43,2% клиентов без просрочки вообще сумели получить кредит в 2017 году, а годом раньше таких было 44,5%.

Гораздо выше доля одобрения в МФО, причем, в отличие от банков, в 2017 году соучастники микрофинансового рынка увеличили ее еще более. Авторы исследования обращают внимание в то, что по заказам с просрочкой до 90 суток доля одобрения меньше, чем после заявкам от клиентов с просрочкой от 90 суток: 45,6% против 46,7%. В 2016 году доли таковых заявок были ниже — 35,3% и 30% сообразно. Выше всего доля одобрения после заявкам без просрочек: в 2017 году она собрала 65,4%, а в 2016-м — 51,4%, ведь есть была на 14 п. п. более.

«На первый взгляд, может показаться на первый взгляд нерациональным, что банки и МФО выдают сумма и займы людям с плохой пластиковой историей. При более детальном разборе становятся видны причины такового подхода. Во-первых, будто мы отмечали на нашей конференции Infoday поосени прошлого года, хорошие покупатели буквально закончились на рынке, необходимо искать новые разделы, в том числе, возможно, за кредит дополнительной селекции среди покупателей с просрочкой. Во-вторых, и банки, и МФО, выдавая имущество таким клиентам, реализуют собственное право на реструктуризацию проблематичного актива. Это довольно распространенная деятельность на рынке», — комментирует генеральный директор БКИ «Эквифакс» Олег Лагуткин.

«Рост доли заказов с длинными просрочками связан с выходом изо кризиса, когда многим никак не удалось сохранить хорошую пластиковую историю. При этом надобность в заемных средствах сохраняется, и после цифрам видно, что в 2017 году доли таковых обращений и в банках, и в МФО выросли безукоризненно одинаково, — отмечает управляющий директор обслуживания онлайн-кредитования «Е заем» Катерина Гайдукова. — Но реагировали в это банки и МФО после-разному: если первые понизили долю одобрения таких заказов на 0,1 процентного пункта, ведь вторые — увеличили на 9,7 пункта. Первопричина таких действий МФО в этом, что в 2017 году они работали в 1-ый очередь с повторными клиентами и обладали о них много информации, что разрешало выдавать займы даже тем вот, кто имел просрочки сверх 90 дней. На самый-самом деле это не кризисная характеристика, особенно в МФО: положение у клиента может измениться, и он снова становится не должником, а добросовестным заемщиком. Тем вот не менее это повышает риски, поэтому для подобный работы нужны хороший скоринг и эффективный отдел взыскания».